Горячие новости

«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМФОРТНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ»

Автор: Горшкова Елена Владимировна вкл. .

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

 

КОМФОРТНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ»

 

 

            Когда мы говорим о психологической комфортности обучения в школе, имеем ввиду особую предметно-развивающую среду, обеспечивающую эмоционально комфортные условия образовательного процесса.

 

Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей, и в которой они чувствуют себя "как дома".

 

 

Причины возникновения стрессов у детей

 

Можно указать на ряд основных причин, с которыми связано возникновение различных видов стрессов у детей в условиях школьного обучения.

 

Так, первая группа причин связана с собственно приходом детей в школу (переходом от дошкольного детства к школьному обучению). Трудности адаптации конкретного ребенка к школе зависят в данном случае от того, в какой мере домашняя обстановка отличается от школьной, как переживают это отличие сами дети, как подготовлен ребенок к особенностям учебной деятельности – принципиально новым по форме и содержанию отношениям с другими детьми и взрослыми. Трудная судьба может постичь плохо адаптированного, не достигшего функциональной готовности к учебе, медленно усваивающего материал или соматически ослабленного школьника.

 

Другая группа причин связана с техническим прогрессом и уровнем развития общества, определяющими по сути дела границы сложности школьных программ и, соответственно, структуру и содержание учебных предметов (порой не учитывающих закономерностей развития ребенка-школьника). Избыток содержания ведет к трудностям усвоения учебного материала, а в итоге к перегрузкам детей – главной причины ухудшения здоровья школьников. Одним из наиболее значимых факторов, создающих в этих условиях перегрузки и стрессовые состояния, является нехватка времени.

 

В качестве еще одной причины следует указать наличие в школе фактора соревновательности, следствием которой является ориентация учащихся на высокие показатели. Известно, что отстающих, как правило, осуждают, причем в дальнейшем это отношение к ним становится враждебным. У таких детей легко развивается негативное представление о собственной личности, формируется заниженная самооценка: они смиряются с ролью «неудачников», «неуспевающих» и даже «нелюбимых», что препятствует их дальнейшему развитию и увеличивает риск возникновения психосоматических расстройств.

 

Положение ученика усложняется еще больше, если он страдает задержкой развития или другими нарушениями. Ухудшает положение ребенка своеобразное приклеивание к нему ярлыка больного, поскольку изменяет отношение к нему окружающих его детей и взрослых.
            Причиной школьных стрессовых ситуаций является также «внешнее давление детского коллектива», проявляющееся в отсутствии дружеских отношений или неприятие детским коллективом. Внешнее давление проявляется в оскорблениях, издевательствах, угрозах или принуждениях к тому или иному неблаговидному поступку. Является следствием неспособности ребенка соответствовать настроениям, желаниям и деятельности сверстников. Может перерасти в личностные конфликты, доходящие до прямых столкновений между отдельными детьми или их группами с негативными последствиями.

 

Очень часто трудной, а порой неразрешимой проблемой для ученика становится негативное отношение учителя которое проявляется в несдержанном, грубом поведении, с позиции воспитателя, пытающегося справиться с детским коллективом «с позиции силы».

 

Серьезной психологической травмой для ребенка может стать смена школьного коллектива. Причина этого кроется, с одной стороны, в потере старых друзей, а с другой – в необходимости подлаживаться к новому коллективу и новым педагогам. Включение в новый коллектив может стать для некоторых детей непосильной задачей, столкновение с которой приводит к серьезным стрессам.

 

Определение причин, способствующих возникновению и действию стрессов в процессе образования, будет неполным, если не распространить особенностей семьи, откуда приходит ребенок.

 

            Под влиянием вышеперечисленных факторов равновесие личности нарушается. Поэтому, если мы хотим, чтобы наши дети были психически, физически здоровыми, добрыми вежливыми, культурными, заботливыми мы должны создать нравственно здоровые условия школе. 

 

 

Меры, способствующие снижению стресса у детей

 

 

            Работа по снятию факторов стресса и созданию общего благоприятного фона для развития детей: физического, интеллектуального, эмоционального должна начинаться уже с момента поступления ребенка в школу и включать в себя на следующие направления:

 

Готовность к школе

 

Данный фактор включает в себя несколько аспектов:

 

·               Учебная мотивация, желание учиться в школе;

 

·               Достаточный уровень развития интеллекта;

 

·               Графического навыка;

 

·               Способность работать по словесной инструкции взрослого и самостоятельно;

 

·               Способность адекватно оценивать свои достижения и неудачи.

 

 

Рекомендации:

 

Существует множество методов формирования правильного представления о школе, учебе, книге. Это могут быть беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики, рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним, рисование школы, но  главное помнить, что упоминания о школе взрослыми должны быть связаны с похвалой.

 

 

            Для развития общей осведомленности и обогащения словарного запаса можно использовать ознакомление с окружающей природой, средой, чтение различных произведений, пересказ прочитанного материала. Для развития логического мышления – специальные упражнения, например, на поиск сходства и различий. Математические способности необходимо формировать с опорой на конкретный материал.

 

Развить ручную умелость и зрительно-двигательную координацию помогут занятия с пластилином, глиной, упражнения с небольшим мячиком, создание поделок из бумаги, раскрашивание рисунков, а особенно рисование красками и карандашами. Кроме того, во время занятий полезно делать гимнастику для рук.

 

            Так как ребенку очень трудно сосредотачиваться, нужно избегать заданий для выполнения, которых нужна длинная инструкция. Делая, например, игрушку из бумаги, каждое следующее задание нужно давать после того, как будет выполнено предыдущее. Еще одним приёмом помогающим первокласснику научиться контролировать себя является совместное планирование и подведение итогов. Начиная с простейшего: закончил – не закончил работу и т.д.

 

            Также необходимо формировать адекватную самооценку школьника.

 

 

            Неадекватно завышенная самооценка характерна для детей очень подвижных, несдержанных, быстро переключающихся с одного вида деятельности на другой, часто не доводят начатое до конца. Они не склонны анализировать результаты своих действий и поступков, пытаются решать любые, в том числе и весьма сложные задачи «с налета». Эти дети склонны к демонстративности и доминированию. Стремятся всегда быть на виду, афишировать свои знания и умения, стараются выделяться на фоне других ребят, обратить на себя внимание. Если они не могут обеспечить себе полное внимание взрослого успехами в деятельности, то делают это нарушая правила поведения, на занятиях они могут выкрикивать, кривляться.

 

            Дети с заниженной самооценкой нерешительны, скованы в движениях, более молчаливы, чем другие дети, недоверчивы. Они очень чувствительны, готовы расплакаться в любой момент, не стремятся к сотрудничеству и не способны постоять за себя. Эти дети тревожны, неуверенны в себе, трудно включаются в деятельность. Иногда заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложные, но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними. Ребенок с заниженной самооценкой кажется медлительным. Он долго не приступает к выполнению задания, опасаясь, что не понял, что надо делать и выполнит все неправильно; старается угадать, доволен ли им взрослый. Чем более значима деятельность, тем труднее ему с ней справиться. Так, на открытых занятиях эти дети показывают значительно худшие результаты, чем в обычные дни.

 

            Детям с заниженной самооценкой свойственно стремление избегать неудач, поэтому они малоинициативные, выбирают заведомо простые задачи. Неуспех в деятельности чаще всего приводит к отказу от неё. Такие дети, как правило, имеют низкий социальный статус в группе сверстников. Эмоциональная поддержка, похвала могут частично снять неуверенность в себе и тревожность. Порицание усугубляет состояние ребенка, он становиться пассивным, перестает понимать, что от него требуют. Такого ребенка не следует торопить с ответом, надо дать ему возможность собраться с мыслями.

 

Сложность образовательных программ.

 

Для лучшего запоминания нового материала можно познакомить детей с основными характеристиками памяти, а также приемами организации материала и техниками запоминания.

 

Необходимо объяснить детям, что память – это процесс запоминания, сохранения и последующее воспроизведения информации.

 

Существуют определенные приемы работы с запоминаемым материалом,  такие как: группировка, план, выделение опорных пунктов, классификация, структурирование и т.д.

 

Фактор соревновательности.

 

            Наличие фактора соревновательности в целом при правильной организации положительно влияет на эффективности образовательного процесса, но есть категория детей, которые особенно болезненно воспринимают такую форму работы, это дети с повышенным уровнем тревожности.

 

Тревожность – свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу  в специфический социальных ситуациях

 

Рекомендации:

 

         Поручение, которое дается ребенку, должно соответствовать его возможностям. Предлагая выполнить слишком сложные, непосильные занятия, вы заранее обрекаете ребенка на неуспех, а, следовательно, на снижение самооценки, на неудовлетворенность собой.

 

         Повышать самооценку тревожного ребенка, для чего любая деятельность, предлагаемая ребенку, должна предваряться словами, выражающими уверенность в успехе.

 

         Недопустимо сравнивать ребенка с кем-либо, особенно если это сравнение не в его пользу. Сравнение должно быть только с собственными успехами и неудачами ребенка: «Посмотри, сегодня ты меньше постарался, поэтому у тебя получилось хуже, чем в прошлый раз. Но я думаю, завтра ты сможешь сделать лучше».

 

         Оптимистические прогнозы «на завтра» не дают ребенку повода считать себя безнадежным. Такие прогнозы способствуют повышению уверенности в себе.

 

         Предлагая ребенку задание, необходимо подробно выстраивать пути его выполнения, составить план: что мы делаем сейчас, что потом.

 

         Необходимо давать таким детям жестко регламентированные поручения. Это поможет детям преодолеть неуверенность в себе и страх принятия самостоятельных решений.

 

         Предоставлять возможность творчества. Но ребенок должен при этом знать, что взрослые рядом и всегда придут на помощь.

 

         Детей следует учить находить выходы из создавшихся ситуаций.

 

 

Задержка психического развития

 

Для успешного обучения детей с особыми образовательными потребностями в нашей стране с относительно недавнего времени реализуется система интегрированного и индивидуального обучения. Дети с задержкой психического развития являются одной из самых прогностически благоприятных групп детей с проблемами в развитии, которые могут быть интегрированы в массовое ОУ. Поэтому учителю важно знать психофизиологические особенности данной категории детей.

 

Ребенок с ЗПР должен быть включен в общий образовательный поток со специальным психолого-медико-педагогическим сопровождением, если этого не происходит, такую интеграцию можно квалифицировать как «вынужденную» (или стихийную) интеграцию, которая вряд ли будет иметь положительный результат. Именно знание учителем психофизиологических особенностей интегрированных к нему в класс детей, а также обеспечение комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения интегрированного ребенка является залогом успеха данного процесса.

 

Давление коллектива

 

      Статус ребенка в классном коллективе зависит во многом от позиции учителя. Чтобы повысить статус ребенка в классе, а следовательно и мотивацию учения, учителю необходимо – поощрять успехи, пусть даже и незначительные, а ошибки и неудачи лучше обсуждать наедине. При этом преобладание негативных эмоций (отрицательные отметки) не служит формированию интереса к учению, а наоборот, блокирует его. Критиковать ребенка следует на фоне общей психологической поддержки.

 

Для развития чувства компетентности, учитель должен как можно чаще подчеркивать все, чему ребенок уже научился, и чему еще может научиться.

 

А если ребенок в чем-то неуспешен, задача учителя, внушить ему, что успех обязательно придет.

 

 

Негативное отношения учителя.

 

 

            У каждого учителя свой стиль общения с учащимися. Одни преподаватели склонны к сдержанности, другие - к несдержанности. Было замечено, что для одних преподавателей характерна общая тенденция оценивать своих учеников преимущественно позитивно, другие подходят со "строгим метром". Таким образом, ни та, ни другая оценка по отношению к ребенку не будет точной.

 

            Характерная черта любого зрелого человека состоит в определенной его консервативности, в том числе стабильности образов тех, с кем он общается. Однажды сложившийся, образ ребенка может сохраняться почти неизменным очень долго. Например, мы характеризуем ребенка как "способный, но ленивый", "прилежная девочка" и т.д., Стабильность и узость представлений учителей об учениках создают сдержанную и часто напряженную эмоциональную атмосферу. Ученик оказывается накрытым ей как бы сетью, система ожиданий учителя и одноклассников в значительной степени предопределяет его поведение и поступки. Учителя, ставящие ученику плохую отметку, подкрепляют отрицательные ожидания ученика, которые в свою очередь порождают плохую отметку: так возникает порочный круг неуспеха. Ученик, получивший подряд несколько не удовлетворяющих его оценок, очень скоро может прийти к выводу, что он не способен усвоить данный предмет. Школьника, охватывает чувство, что он становится в классе отстающим. Он впадает в панику, но старается скрыть ее дома и в школе. Затем ученик теряет веру в себя, начинает негативно относиться к учебе, и учителю испытывает страх перед занятиями. Но такое состояние не бывает слишком длительным, так как в личности ученика начинается компенсирующий процесс. Иногда компенсация созидает позитивные качества ученика, происходят заметные достижения в какой-либо другой сфере активности, иногда она выражается в том, что ученик отмалчивается, демонстрирует неприязненные отношения к учителю, безразличие к его оценке. Следует помнить, что больше всего подвержен влиянию учителя тот школьник, для которого низкая оценка его способностей является подтверждением его собственных представлений о себе.

 

            Заметим, что уважение учителя к ученику не исключает требовательности к нему. Отделяйте человека от поступков. При этом следует помнить, что развитие ребенка происходит неравномерно и скачкообразно, часто конфликтно. Тем не менее, отдаленный результат всегда может быть успешным.

 

Смена коллектива.

 

Смена коллектива вызывает у многих школьников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а зачастую и появление страхов. Например, появляется страх не соответствовать ожиданиям окружающих. Для ребенка чрезвычайно важно мнение других людей о нем и о его поступках, особенно мнение одноклассников и учителей. Постоянный страх не соответствовать ожиданиям окружающих приводит к тому, что и способный ребенок не проявляет в должной мере свои возможности. В свою очередь, родители, принуждая детей работать на «оценку», все больше провоцируют школьные страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания. Принятие классных и школьных социальных и этических норм, формирование умения соблюдать их происходит у детей с помощью классного руководителя, поэтому его смена провоцирует появление у некоторых детей сложностей в организации школьной жизни, нередко ребята просто недостаточно информированы: не знают требований учителей, не очень хорошо ориентируются в здании школы. В этом случае для них также очень важна поддержка классного руководителя. Компетентность классного руководителя в вопросах жизнедеятельности класса, его эмоциональное отношение к учащимся, к своим обязанностям, умение налаживать контакт и общаться с детьми — одно из главных условий благополучия детей.

 

Особенности семьи

 

            Здоровый ребёнок – результат совместного воспитания семьи и школы, поэтому нам необходимо говорить о единонаправленнный труд специалистов разного профиля системы образования и родителей согласно избранной стратегии работы с ребёнком. При этом очень важно, чтобы работа осуществлялась своевременно и скоординировано.