Горячие новости

Детская агрессия, ее причины и последствия

Автор: Горшкова Елена Владимировна вкл. .

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна

Родительское собрание "Агрессия, ее причины и последствия"

 

 16 ноября 2011 года в Хилковской СОШ и 18 ноября 2011 года в Новосемейкинской ООШ №2  педагог - психолог Горшкова Е.В. выступала на общешкольном родительском собрании по теме "Агрессия, ее причины и последствия".

Задачи собрания:

1.      Обсудить с родителями причины агрессивности и её влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми.

2.      Формировать у родителей культуру понимания проблемы агрессивности, возможных путей её преодоления.

 

Предварительная работа:

Анкетирование и тестирование учащихся

Разработка памяток для родителей (по предупреждению детской агрессивности).

 

Ход собрания

 

Уважаемые папы и мамы! Сегодняшнюю встречу мне бы хотелось начать с разговора о проблеме агрессии. Этот разговор не случаен. Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии с экранов телевизоров, компьютеров.

Возраст проявления агрессии явно помолодел. Её проявляют не только подростки и взрослые, как принято считать. Её проявляют даже малыши. Как бороться с проявлениями агрессии? На эти и другие вопросы мы попытаемся сегодня ответить.

Но сначала я хочу прочитать вам притчу "Бабочка".

 

Выбор данной темы обусловлен особенностями переходного периода или кризисностью подросткового возраста.

Не следует забывать слова И.А.Гёте «В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудачествах и не подобающих поступках». На данном возрастном этапе у ребёнка чаще всего возникают противоречия с окружающими людьми. Ребёнок стремится самоутвердиться и его поведение становится непредсказуемо. Он может неадекватно, агрессивно реагировать на замечания, просьбы взрослых. Практически в каждом классе есть задиристые и драчливые дети, которые постоянно нападают на одноклассников, оскорбляют и обманывают их. Это агрессивные ребята, но причина такого поведения кроется не только в них самих. Ведь агрессия – это отражение внутренних проблем ребёнка, которые возникают чаще всего из-за жестокости и безучастия нас взрослых. В душе его происходит борьба…

 

Давайте разберёмся, что такое агрессия?

 

Под агрессией мы понимаем поведение человека, приносящее физический и моральный ущерб другим людям или вызывающее у них отрицательные переживания, состояние напряжённости, страха, подавленности. (Слово "агрессия" произошло от латинского "agressio), что означает "нападение", "приступ".) Существует два вида агрессии - "доброкачественная" и "злокачественная". Первая появляется в момент опасности и носит защитный характер. Как только опасность исчезает, затухает и данная форма агрессии. "Злокачественная" агрессия представляет собой жестокость. Агрессивность как личностная черта входит в группу таких качеств, как враждебность, обидчивость, недоброжелательность, негативизм, злость, мстительность.

 

Психологи выделяют несколько видов агрессивных реакций:


- физическая - использование физической силы против другого лица
- вербальная – выражение негативных чувств через словесное содержание (угрозы, проклятия) и через форму (визг, крик);
- косвенная – агрессия ни на кого не направленная;
- раздражение – готовность, при малейшем возбуждении, к проявлению негативных чувств (вспыльчивость, грубость);
- обида – зависть и ненависть к окружающим за реальные и вымышленные  действия;
- подозрительность – недоверие или убеждение в том, что другие люди планируют и приносят вред;
- негативизм – открытое  проявление недовольства, чем либо или кем либо.

 

За что и против чего ведёт борьбу ребёнок в переходном возрасте?

1.За то, чтобы перестать быть ребёнком.

2.За прекращение посягательств на его физическое начало, неприкосновенность.

3.За утверждение среди сверстников.

4.Против замечаний, обсуждений, особенно ироничных, по поводу его физической  взрослости.

 

Агрессия - это способ выражения гнева, протеста. В основе лежат боль, унижение, обида, страх, которые, в свою очередь, возникают от неудовлетворения человеческой потребности в любви и нужности другому человеку. (Анализ анкет). ("Мне хорошо, когда меня::)

 

Агрессивное поведение у детей - это своеобразный сигнал SOS, крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми ребёнок справиться не в силах. (Анализ анкет). ("Чаще всего я злюсь, когда меня :.."; "Чаще всего я плачу, когда меня:."; "Чаще всего я обижаюсь, когда:"; "Мне плохо, когда:").

 

Как выглядит агрессивный ребёнок?

 

Агрессивный ребёнок нападает на других детей, обзывает и бьёт их, отбивает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения. Часто такой ребёнок ощущает себя отверженным, никому не нужным. Такие дети не могут оценить агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в их чувствах преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации ограничено. Чаще всего это защитные реакции.

 

Ребёнок:

Часто теряет контроль над собой.

Часто спорит, ругается со взрослыми.

Часто отказывается выполнять правила.

Часто специально раздражает людей.

Часто винит других в своих ошибках.

Часто сердится и отказывается сделать что-то.

Часто завистлив, мстителен.

Чувствителен, очень быстро реагирует.

 

Причины проявления агрессии у детей могут быть самыми разными. Как считают детские психологи, возникновению агрессивных качеств  способствуют:

1.      некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга.

2.      Кроме того, на становление агрессивного поведения оказывает большое влияние атмосфера в семье, а именно, характер наказаний, которые обычно применяют родители на проявление гнева у своего ребёнка.

 

Уважаемые взрослые!

 

Мысленно представьте лицо своего ребёнка. Помните, агрессивность проявляется, если

ребёнка бьют;

над ребёнком издеваются;

над ребёнком зло шутят;

ребёнка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;

родители заведомо лгут;

родители пьют и устраивают дебоши;

родители воспитывают ребёнка двойной моралью;

родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребёнка;

родители не умеют любить одинаково своих детей;

родители ребёнку не доверяют;

родители настраивают ребёнка друг против друга;

родители не общаются со своим ребёнком;

вход в дом закрыт для друзей ребёнка;

родители проявляют по отношению к ребёнку мелочную опеку и заботу;

родители живут своей жизнью, и в этой жизни нет места их ребёнку;

ребёнок чувствует, что его не любят.

 

Если взрослые злословят, завидуют, осуждают всех, то этого же следует же ждать от ребенка. Ну, а если в вашей семье все нормально, все воспитаны, но ваше чадо вдруг стало неуправляемым, постоянно грубит? Причин может быть несколько:

1)      Возможно, ваш ребенок инфантилен, т.е. его социальный  и психологический статус не соответствует возрасту. Скорее всего, вырастет он, вырастет его сознание, все станет нормально. Как выйти из ситуации грубости со стороны такого ребенка? Приведу пример: идет урок, ученик, перебивая учителя, просит задвинуть шторы, т.к. ему мешает солнце. Учитель спокойно, но твердо просит отодвинуться или пересесть, объясняя, что он ни один в классе и перебивать старших нехорошо.

2)      Причиной грубости подростка может быть протест на унижение со стороны взрослых, грубости с нашей стороны. Это вполне естественно и нормально. Нам, взрослым, можно грубить, почему же нельзя ему? Ведь он такой же человек.

3)      Самая страшная причина в патологической уродливости характера подростка, в его повышенной возбудимости, злобности, конфликтности. Здесь необходима помощь специалистов: психологов, социального педагога,  возможно, специалистов медицины.

4)      Причиной грубости м.б. и непонятное нам, взрослым подростковое чувство юмора. Например:

- Где ты взял эту дорогую безделушку? Опять у бабушки выпросил деньги? Бессовестный, у нее и так пенсия маленькая..

- Да нет, я шел, забрал ее у мальчика. Не бойся, он не видел, т.к. играл…Вам стало плохо? А ваш ребенок просто пошутил. В данной ситуации надо действовать очень осторожно, разберитесь, крики не помогут. Непонимание такого юмора, который, безусловно, надо искоренять, могут привести к трагедии.

 

Для преодоления детской агрессии в своём педагогическом арсенале родители должны иметь: внимание, сочувствие, сопереживание, терпение, требовательность, честность, откровенность, открытость, обязательность, доброту, ласку, заботу, доверие, сердечность, понимание чувства юмора, ответственность, такт, дружелюбие, умение удивляться, надежду и любовь.

А сейчас попробуем вместе закончить предложения, которые начинаются со слов Если…

Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть
Если ребенок растет во вражде, он учится быть агрессивным
Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины
Если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других
Если ребенка постоянно хвалят, он учится быть благодарным
Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым
Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей
Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя
Если ребенка высмеивают, он будет замыкаться в себе
Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, то он учится находить любовь в этом мире и любить окружающих

 

О том, как предупредить детскую агрессивность мы подготовили для вас памятки (раздаём).

 

Влияние агрессии с экранов телевизора и компьютера. Фильмы ужасов, боевики давно стали для нас привычными. Чего проще: наслаждайся похождениями крутых парней, которых пуля не берёт, ужасайся потоками крови, льющейся за экраном. Но всё ли так просто, как кажется на первый взгляд? Что происходит с психикой телезрителя в тот момент, когда очередной телевизионный маньяк режет свою жертву на кусочки? На этот счёт у педагогов и психологов своё мнение.

 

"Нравственный облик личности зависит, в конечном счёте, от того, из каких источников черпал человек свои радости в годы детства". В.А.Сухомлинский.

Я начинаю с вопроса: "Скажите, пожалуйста, а что значит, в вашем понимании, любить своего ребёнка?"

Кто-то говорит, что любить своего ребёнка - значит заботиться о нём, интересоваться его жизнью, возить его отдыхать, покупать еду и вещи. А в последнее время я всё чаще слышу, что любить своего ребёнка - это говорить ему: "Я тебя люблю!" Да, именно эти слова ребёнок хочет слышать из уст своих самых близких людей. Это очень важные слова, они питают всё существование малыша, а потом и существование повзрослевших юноши и девушки. Их необходимо слышать каждому человеку в своей жизни, и не раз.

Что значит принимать ребенка, безусловно? Это значит любить его просто потому, что он есть, ведь когда он родился, родители ничего от него не требовали и не ждали. Они просто хотели, чтобы он был здоровенький и счастливый, улыбались ему, качали его, обращали на него внимание всякий раз, когда это было ему необходимо.

А сейчас он подрос, и отношение к нему меняется - это верно. Но, бывает, настолько, что трудно поверить, что он для родителей в радость.

Если вы видите своего ребёнка в состоянии агрессии, первое, что вы можете и должны сделать, - это обнять его, прижать к себе и держать возле себя столько, сколько нужно ребёнку. Когда ему будет достаточно, он сам отойдёт.

При этом вы ни в коем случае не похлопывайте его по спине и не поглаживайте, будто бы "всё это такие мелочи, что до свадьбы заживёт". Вы просто его обнимайте. Если это подросток, и он уже не даёт себя обнять, то можно посидеть рядом, подержав его за руку. Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендует обнимать ребёнка несколько раз в день. Она считает, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! А для того, чтобы ребёнок развивался интеллектуально, - 12 раз в день! И между прочим - не только ребёнку, но и взрослому.

Говорят, что руку ребёнка надо держать до тех пор, пока он её сам не отнимет. Ребёнок должен знать, что родители его всегда поймут и примут, что бы с ним ни случилось. Ребёнку подобные знаки безусловного приятия особенно нужны, как пища растущему организму. Они питают его эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервно-психические заболевания.

Оказывается, детям, да и вообще любому взрослому, необходимы объятия для того, чтобы почувствовать свою нужность.

И поэтому я вам сегодня даю домашнее задание - обнять всех, кто живёт с вами в доме, и проследить за реакцией домашних, а также за своими чувствами. Можете что-нибудь сказать каждому, если захочется.

Наша встреча подошла к концу. Нам хотелось бы узнать, затронул ли вас сегодняшний разговор?

 

 

Система работы с детьми с особыми потребностями

Автор: Горшкова Елена Владимировна вкл. .

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

Система работы с детьми с особыми потребностями

 

МОУ Новосемейкинской СОШ им. Зеленова Е.М.

 

 

         Напряженная, неустойчивая, социальная, экономическая обстановка, сложившаяся в настоящее время, отсутствие у многих и многих родителей достойных заработков, неуверенность в завтрашнем дне порождает большое количество кризисных семей, а значит, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии поведении растущих людей. Количество детей с повышенной тревожностью, циничных, жестоких, подверженных неврозу и истерии, детей с различной степенью ЗПР неизменно растет (во всяком случае в нашей школе). Работа с этими детьми становится одной из важных проблем и требует комплексного подхода, создания системы.

 

         Дети группы риска имеют проблемы различного характера. Это:

 

    1. Проблемы, возникающие в ходе образовательной деятельности.

 

     2.   Проблемы, связанные со здоровьем.

 

    1. Психофизиологические проблемы.

 

    1. Социально-правовые проблемы.

 

         К первой группе относятся:

 

- недостаточная степень готовности к обучению;

 

- трудности в усвоении программы;

 

- категорический отказ от посещения школы (школофобия);

 

- педагогическая запущенность.

 

         Психофизиологические проблемы – это отклонения интеллектуального и личностного развития, нарушение эмоционально-волевой сферы, отставание в развитии высших психических функций, низкая работоспособность, патохарактерологическое развитие личности, коммуникативные проблемы, прежде всего – повышенная конфликтность.

 

         Социально-правовые проблемы – сложные жизненные условия, малообеспеченная семья, социальная дезориентация, дезадаптация и склонность к противоправным поступкам.

 

         Работа с этой группой детей (~ 30 человек) занимает львиную часть времени и складывается из:

 

- работы с самими детьми группы риска;

 

- работа с их родителями;

 

- работы с учителями (консультативной и методической).

 

         Прежде всего дети группы риска, дети проблемные должны знать, что в школе они всегда могут рассчитывать на поддержку и помощь. Мы считаем, что в кабинет психолога и социального педагога они должны входить без страха и в прямом, и в переносном смысле слова. Здесь можно пожаловаться, поплакать, оставить злость, снять раздражение, выпить фито-чай. Для них здесь есть аромотерапия (перемена у нас 20 минут) и аудиосеансы релаксации. Здесь их всегда готовы выслушать. И по отношению к этим детям мы чаще всего выступаем как адвокаты, хотя от нас им может доставаться больше, чем от других, если они виноваты. Но сама по себе возможность быть понятным иногда снимает проблему (ребенок заходит и говорит: я сейчас взорвусь или дам кому-нибудь по башке).

 

         Самая большая проблема – это дети, которые добровольно не придут, а коррекция им необходима. Для них есть тренинги, коррекционные занятия (под видом игры) и главное – участие в сборах общения. Сборы эффективного общения существуют в школе 20 лет, это признанная форма воспитательного воздействия. Мы максимально используем сборы для коррекции детей группы риска.

 

         Две формы участия детей группы риска:

 

         Первая форма участия в сборах – отдельная микрогруппа, которая работает по своей программе, но участвует во всех больших сессиях и таким образом участвует в общей жизни. Дети чувствуют себя комфортно – они подготовлены и выступают не хуже других _ создается ситуация успеха и она работает на повышение самооценки. Вечером – подробный анализ дня – коллективная поддержка каждого участника группы.

 

         Вторая форма участия в сборах – когда в каждой из микрогруппы есть 1-3 человека из группы риска и ведущие специально работают на них, т.е. запланированы такие дела, в которых эти дети могут проявить себя и быть успешными. Видеофильм, снятый во время сборов, используется потом в ходе коррекционных занятий. Среди проблем и ощущения несостоятельности человек видит себя лидером, человеком успешным и нужным. Это особенно важно для детей с ЗПР, которые не могут не осознать себя несостоятельными в учебном процессе. Им просто необходима поддержка и психологическая помощь. И прежде всего это работа, направленная на повышение самооценки (например, переформулирование недостатков):

 

- выставки, вернисажи, смотр поделок и т.д.

 

И 2-ое – это научить умению общаться.

 

         В предисловии к первому изданию своей книги «Психологическое айкидо» автор  Михаил Литвак говорит, что книга написана для больных неврозами, и психическими заболеваниями. В ней даны рекомендации, как правильно общаться, «не растрачивая при этом своей душевной энергии». Автор дает оригинальную методику правильного поведения в конфликтной ситуации, которую называет психическое айкидо или принцип амортизации.

 

         В пример автор приводит Швейка (Похождение бравого солдата Швейка», который на обращение – Швейк, вы идиот! – соглашался: «Да, я идиот» - и одерживал победу.

 

         Научить этих детей, которых часто задевают, оскорбляют, подсмеиваются, реагировать правильно – значит сделать их менее уязвимыми. И они, кстати, вполне способны освоить эту форму общения и использовать её при общении и с одноклассниками, и с учителями, и с родителями.

 

         Родители детей группы риска зачастую еще более проблемные, чем их дети. Но работа с родителями – неотъемлемая часть системы работы с трудными детьми вообще. Наладить контакт с родителями, быть услышанным и понятным родителем совершенно необходимо, без этого невозможно помочь этим детям.

 

         Немецкий врач Вагнер давно заметил, что «родители отягащают своих детей не только неблагоприятной наследственностью, но и дурным воспитанием». («Дети психопатов становятся психопатами»). «Смягчить» «дурное воспитание», скорректировать внутрисемейные отношения – очень трудная задача, иногда маловыполнимая. Как же строится работа с родителями. Практическая работа с семьей начинается с диагностики и воспитательных возможностей. Изучаются бытовые условия семьи, эмоциональный климат, характер взаимоотношений в семье.

 

         Основная цель – формирование у родителей адекватных представлений о имеющихся у ребенка отклонениях, о возможностях, формах его дальнейшего обучения. Очень – очень редко родители, записывая ребенка в школу, прямо сообщают его диагноз и ставят вопрос о его возможности усваивать программу. Гораздо чаще родители настаивают на том, что ребенок здоров, как все, а вы, школа должна  найти подход. И они не обманывают, а добросовестно заблуждаются, закрывают глаза, потому что больно, трудно и невозможно принять, например, диагноз УО. Или, как было в этом году, мама первоклассника почти год уверяла, что ребенок здоров, хотя диагноз стоит уже много лет и везде, где можно, уже лечились.

 

         Родителей, конечно, искренне жаль, но в этом случае приходится, в интересах ребенка снимать созданную родителями для себя психологическую защиту, потому что без адекватного представления родителей о положении дел, помочь ребенку невозможно. Поэтому мы знакомимся со всеми членами семьи, чтобы определить, кто в семье способен не просто трезво увидеть, оценить ситуацию, но и взять на себя ответственность за правильную организацию жизни ребенка, Чаще всего – это мама, бабушка, только раз это был отчим. Вместе с членами семьи на этом этапе анализируются основные проблемы ребенка и начинаются пути их решения. По сути это программа реабилитации ребенка. Этот начальный этап является наиболее значимым, поскольку от него зависит эффективность всех других

 

этапов. И всем понятно, что проблемы ребенка приходится решать совместно с проблемной, кризисной семьей.

 

         Если удается «достучаться» до членов семьи,  как-то скорректировать детско-родительские отношения, семейный уклад, то удается и помочь ребенку. Здесь главное, чтобы родители понятии, - их вызывают в школу не ругать, не требовать «принять меры», а вызывают, чтобы совместно найти решение проблемы (ребенок сменил 4 школы, ему 14 лет, он в 4 классе. Год не можем найти маму – меняет квартиры – зачем она пойдет в школу, чтобы услышать, что ребенок не может учиться – она это знает). В школе правило – не можешь родителям ничего посоветовать – не вызывай, учитель не имеет право вызывать, чтобы сказать: примите меры.

 

         Второй этап – организационный. Проектирование коррекционно-педагогического процесса в школе и дома на основе индивидуальной программы развития. Родители должны понять, что процесс усвоения навыков у проблемного ребенка идет в той же последовательности, что и в норме, но процесс этот растянут во времени. Родитель должен научиться разбивать каждый навык на более мелкие умения, чтобы понять, что уже усвоено и где зона ближайшего развития (к сожалению, этому иногда нужно учить и учителей). Родитель должен научиться помогать ребенку, научить должен учитель и психолог.

 

         Третий этап – заключительный – коммуникативный. Нормализация психологического климата в семье, блокирование неадекватных типов поведения родителей по отношению к ребенку. Нужны индивидуальные беседы со взрослыми членами семьи, основанные на эмоциональном контакте и групповые консультации. Если 2 первых этапа прошли успешно, то к третьему этапу контакт с родителями установлен и, как правило, дело идет легче.

 

         Но есть ряд случаев, когда необходимо вмешательство психиатра и, когда только в сотрудничестве с психиатром можно решить проблемы ребенка. Если просто послать семью на консультацию к психиатру, даже снабдив качественной характеристикой, в лучшем случае психиатр выпишет какое-нибудь не очень сильное лекарство, сказав родителям, что ребенок здоров. У врача просто нет времени на психотерапевтическую долгую беседу. Между тем сам статус врача имеет значение для пациента и уже тем более важно и полезно, если психолог и психиатр работают совместно, вырабатывая общий план действий. Поэтому мы прежде чем отправить семью на консультацию, встречаемся с психиатром (вместе с социальным педагогом), и вырабатываем линию поведения и план беседы. Ведь нужный нам ответ родителя или ребенка заключен уже в нашем вопросе, если он правильно поставлен. Конечно, злоупотреблять временем психиатра нельзя, но иначе невозможно воздействовать на ребенка с выраженной психопатией и купировать психопатоподобное поведение.

 

         Наконец, в системе работы с детьми с особыми потребностями особая роль принадлежит учителю этих детей. И ему нужна помощь психолога и социального педагога, консультативная и методическая.

 

         Сталкиваясь с какой-то проблемой, мы обычно пытаемся найти причины и устранить их. Но причины трудного поведения очень многообразны и чаще всего неустранимы:

 

- сложная семья;

 

- недостаток воспитания, дефекты воспитания;

 

- негативное влияние СМИ и т.д.

 

         Мы не можем изменить эти условия, следовательно, речь должна идти о том, чтобы учитель научился противостоять трудному поведению (но не ученику – научиться отличать!). Это проблема учителей (и психологов – им положено).

 

         Учитель должен уметь не впадать в панику в кризисные моменты, трезво мыслить, сохранять чувство юмора и не злиться. Мы не отбираем детей, как гимназии и лицеи. У нас учатся дети из Центра. Они к нам попадают уставшие от школы, абсолютно не заинтересованные, развязные и агрессивные ученики. Часто у них нелегкая ситуация дома, непростой характер и постоянное чувство обиды на жизнь, родителей, учителей. Иногда они в своей жизни пережили больше, чем все учителя школы вместе. Нам некуда их переводить, их нигде не ждут. Мы видели, что из кризисного стационара они возвращаются еще с большими проблемами, чем уезжали. Мы должны им помочь. Мы должны их учить. Кроме нас некому. Мы должны найти выход, решить проблему девиантного поведения. Такую учительскую позицию. Мы пытаемся сформировать, помочь учителю изменить отношение к трудным детям _ решать проблему сообща, а не отвергать ребенка. И в целом это удается. Учителя просят помочь изменить поведение ребенка, а не перевести его в другую школу.

 

         И наконец, последнее. Учителю нужна методическая помощь для обучения детей с ЗПР. И здесь может помочь «давно забытое старое». Когда-то методика Шаталова и Лысенковой казалась учительскому сообществу панацеей и спасением. Сейчас эти методики благополучно забыты. И действительно, в условиях класса они могут быть использованы только как эпизод. Но в условиях индивидуального обучения детей с ЗПР, УО и поведенчискими отклонениями методика Шаталова становится незаменимой. Использование опорных сигналов Шаталова решает в комплексе массу проблем (проблему усвоения, заполнения и воспроизведение нового, проблему адекватности выставляемых оценок и т.д.).

 

         Эта система (опорные сигналы) как раз предназначена для помощи в усвоении материала детям, имеющим трудности в обучении, и методические приемы, используемые Шаталовым (например, форма домашнего задания) помогают стать успешным и самостоятельным именно ребенку с ЗПР. В этом учебном году мы планируем провести семинар для учителей, работающих с индивидуальщиками, по методикам Шаталова и Лысенковой.

 

         Таким образом успешное решение проблемы обучения детей с ОВЗ возможно только при комплексном подходе и общей заинтересованности всех участников образовательного процесса.

 

 

       

       Педагог - психолог                                                                         И.Л.Карпова

        

        

 

 

социально-педагогическая деятельность с семьей школьника

Автор: Горшкова Елена Владимировна вкл. .

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

Социально – педагогическая деятельность с семьей школьника.

Воспитание детей важная часть жизни семьи, но кто кого - воспитывает? Мы воспитываем детей или они нас? Никто не рождается готовым родителем. Насколько мы, родители, готовы к тому, что процесс нашего воспитания будет продолжаться всю жизнь: сначала дети, потом внуки…

 

Древнейший принцип педагогики -  воспитание детей начинается с воспитания себя.

 

Главный принцип воспитания сформулировал Л.Н.Толстой, сказавший, что воспитание предоставляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос жизни: «Как надо самому жить?»

 

Воспитание всегда будет однобоким, если ребенка воспитывает только кто-то один из родителей. Ребенку нужны оба: папа и мама! Важно помнить, что мужчины и женщины, обладая равной ценностью, играют разные роли в воспитании детей.

 

Самое большое, что я могу дать своим детям – это любовь к их матери. Невозможно дать полноценное воспитание ребенку и установить с ним доверительные отношения, если у вас нет правильных взаимоотношений с женой. Надо жить жизнью своих детей, чтобы быть в состоянии помочь им в трудных ситуациях. Детям важно количество не только проведенного с ними времени, но и качество общения. Каждая минута, проведенная вместе с детьми, должна чему-то научить их, что-то привить им, сделать их лучше, добрее, умнее.

 

Дети всегда должны иметь такое время, когда они могут подойти о пообщаться с родителями.

 

Вопросы на засыпку для родителей:

 

1.     Насколько хорошо вы знаете своих детей?

 

2.     Какие у них потребности, заботы, привычки?

 

3.     Что они любят?

 

4.     Как у них строятся отношения с друзьями?

 

5.     Как идут дела в школе?

 

6.     Какие проблемы они пытаются сейчас решить?

 

7.     Сколько времени в день вы уделяете каждому своему ребенку?

 

8.     Каким ценностям вы хотите научить ваших детей?

 

       Насколько хорошо вы знаете друзей своих детей, и в какие игры     они  играют?

 

Наши дети нуждаются в отцовской и материнской заботе, они хотят быть рядом. Просто желают знать, что они важнее всего для родителей, чем их карьера, деньги и т.д. Отношения детей с родителями должны быть наверху шкалы ценностей, а время, проведенное с ними, работает на будущее детей и семьи.

 

Родителям дана большая привилегия быть наставниками, хранителями семейного очага и любить своих детей. А это счастье, которое ничто не может заменить в полной мере.

 

Семья – это самая близкая и интимная сфера человеческих отношений.

 

Взаимодействие семьи и школы в воспитании подрастающего поколения с использованием современной методической и педагогической литературы.

 

Методы и формы организации взаимодействия семьи и школы в оказании помощи учащимся (в том числе трудному подростку) при социальном становлении.

 
  1.       I.   Условия формирования контингента учащихся.
  2.  Дети приходят с ослабленным здоровьем не только физическим, но и умственным.
  3.  Контингент учащихся пополняется детьми не только из стран ближнего зарубежья, но и КСРЦ.
  4. Часть учащихся с девиантным поведением, родители не справляются со своими обязанностями, перекладывая  функции на школу.

 

   V.       За последние 3 года по диагностическим данным социального паспорта, особого внимания требуют учащиеся:

 

-неполные семьи (матери – одиночки, по потери кормильца, бракоразводные)

 

-неблагополучные (педагогически несостоятельные, асоциальные, конфликтные)

 

-социальные сироты

 

-многодетные

 

-отцовские

 

-опекаемые и приемные

 

По словам В.А.Сухомлинского: «Семья – это та первичная среда, где человек может научиться творить себя»

 

90% воспитательного воздействия на личность ребенок получает в семье. Ребенок, выросший в семье, где не было любви, не будет успешным в жизни.

 

 

 

Социальный педагог ГОУ ЦПМСС

 

Щучкина Вера Петровна

«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМФОРТНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ»

Автор: Горшкова Елена Владимировна вкл. .

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

 

КОМФОРТНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ»

 

 

            Когда мы говорим о психологической комфортности обучения в школе, имеем ввиду особую предметно-развивающую среду, обеспечивающую эмоционально комфортные условия образовательного процесса.

 

Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей, и в которой они чувствуют себя "как дома".

 

 

Причины возникновения стрессов у детей

 

Можно указать на ряд основных причин, с которыми связано возникновение различных видов стрессов у детей в условиях школьного обучения.

 

Так, первая группа причин связана с собственно приходом детей в школу (переходом от дошкольного детства к школьному обучению). Трудности адаптации конкретного ребенка к школе зависят в данном случае от того, в какой мере домашняя обстановка отличается от школьной, как переживают это отличие сами дети, как подготовлен ребенок к особенностям учебной деятельности – принципиально новым по форме и содержанию отношениям с другими детьми и взрослыми. Трудная судьба может постичь плохо адаптированного, не достигшего функциональной готовности к учебе, медленно усваивающего материал или соматически ослабленного школьника.

 

Другая группа причин связана с техническим прогрессом и уровнем развития общества, определяющими по сути дела границы сложности школьных программ и, соответственно, структуру и содержание учебных предметов (порой не учитывающих закономерностей развития ребенка-школьника). Избыток содержания ведет к трудностям усвоения учебного материала, а в итоге к перегрузкам детей – главной причины ухудшения здоровья школьников. Одним из наиболее значимых факторов, создающих в этих условиях перегрузки и стрессовые состояния, является нехватка времени.

 

В качестве еще одной причины следует указать наличие в школе фактора соревновательности, следствием которой является ориентация учащихся на высокие показатели. Известно, что отстающих, как правило, осуждают, причем в дальнейшем это отношение к ним становится враждебным. У таких детей легко развивается негативное представление о собственной личности, формируется заниженная самооценка: они смиряются с ролью «неудачников», «неуспевающих» и даже «нелюбимых», что препятствует их дальнейшему развитию и увеличивает риск возникновения психосоматических расстройств.

 

Положение ученика усложняется еще больше, если он страдает задержкой развития или другими нарушениями. Ухудшает положение ребенка своеобразное приклеивание к нему ярлыка больного, поскольку изменяет отношение к нему окружающих его детей и взрослых.
            Причиной школьных стрессовых ситуаций является также «внешнее давление детского коллектива», проявляющееся в отсутствии дружеских отношений или неприятие детским коллективом. Внешнее давление проявляется в оскорблениях, издевательствах, угрозах или принуждениях к тому или иному неблаговидному поступку. Является следствием неспособности ребенка соответствовать настроениям, желаниям и деятельности сверстников. Может перерасти в личностные конфликты, доходящие до прямых столкновений между отдельными детьми или их группами с негативными последствиями.

 

Очень часто трудной, а порой неразрешимой проблемой для ученика становится негативное отношение учителя которое проявляется в несдержанном, грубом поведении, с позиции воспитателя, пытающегося справиться с детским коллективом «с позиции силы».

 

Серьезной психологической травмой для ребенка может стать смена школьного коллектива. Причина этого кроется, с одной стороны, в потере старых друзей, а с другой – в необходимости подлаживаться к новому коллективу и новым педагогам. Включение в новый коллектив может стать для некоторых детей непосильной задачей, столкновение с которой приводит к серьезным стрессам.

 

Определение причин, способствующих возникновению и действию стрессов в процессе образования, будет неполным, если не распространить особенностей семьи, откуда приходит ребенок.

 

            Под влиянием вышеперечисленных факторов равновесие личности нарушается. Поэтому, если мы хотим, чтобы наши дети были психически, физически здоровыми, добрыми вежливыми, культурными, заботливыми мы должны создать нравственно здоровые условия школе. 

 

 

Меры, способствующие снижению стресса у детей

 

 

            Работа по снятию факторов стресса и созданию общего благоприятного фона для развития детей: физического, интеллектуального, эмоционального должна начинаться уже с момента поступления ребенка в школу и включать в себя на следующие направления:

 

Готовность к школе

 

Данный фактор включает в себя несколько аспектов:

 

·               Учебная мотивация, желание учиться в школе;

 

·               Достаточный уровень развития интеллекта;

 

·               Графического навыка;

 

·               Способность работать по словесной инструкции взрослого и самостоятельно;

 

·               Способность адекватно оценивать свои достижения и неудачи.

 

 

Рекомендации:

 

Существует множество методов формирования правильного представления о школе, учебе, книге. Это могут быть беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики, рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним, рисование школы, но  главное помнить, что упоминания о школе взрослыми должны быть связаны с похвалой.

 

 

            Для развития общей осведомленности и обогащения словарного запаса можно использовать ознакомление с окружающей природой, средой, чтение различных произведений, пересказ прочитанного материала. Для развития логического мышления – специальные упражнения, например, на поиск сходства и различий. Математические способности необходимо формировать с опорой на конкретный материал.

 

Развить ручную умелость и зрительно-двигательную координацию помогут занятия с пластилином, глиной, упражнения с небольшим мячиком, создание поделок из бумаги, раскрашивание рисунков, а особенно рисование красками и карандашами. Кроме того, во время занятий полезно делать гимнастику для рук.

 

            Так как ребенку очень трудно сосредотачиваться, нужно избегать заданий для выполнения, которых нужна длинная инструкция. Делая, например, игрушку из бумаги, каждое следующее задание нужно давать после того, как будет выполнено предыдущее. Еще одним приёмом помогающим первокласснику научиться контролировать себя является совместное планирование и подведение итогов. Начиная с простейшего: закончил – не закончил работу и т.д.

 

            Также необходимо формировать адекватную самооценку школьника.

 

 

            Неадекватно завышенная самооценка характерна для детей очень подвижных, несдержанных, быстро переключающихся с одного вида деятельности на другой, часто не доводят начатое до конца. Они не склонны анализировать результаты своих действий и поступков, пытаются решать любые, в том числе и весьма сложные задачи «с налета». Эти дети склонны к демонстративности и доминированию. Стремятся всегда быть на виду, афишировать свои знания и умения, стараются выделяться на фоне других ребят, обратить на себя внимание. Если они не могут обеспечить себе полное внимание взрослого успехами в деятельности, то делают это нарушая правила поведения, на занятиях они могут выкрикивать, кривляться.

 

            Дети с заниженной самооценкой нерешительны, скованы в движениях, более молчаливы, чем другие дети, недоверчивы. Они очень чувствительны, готовы расплакаться в любой момент, не стремятся к сотрудничеству и не способны постоять за себя. Эти дети тревожны, неуверенны в себе, трудно включаются в деятельность. Иногда заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложные, но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними. Ребенок с заниженной самооценкой кажется медлительным. Он долго не приступает к выполнению задания, опасаясь, что не понял, что надо делать и выполнит все неправильно; старается угадать, доволен ли им взрослый. Чем более значима деятельность, тем труднее ему с ней справиться. Так, на открытых занятиях эти дети показывают значительно худшие результаты, чем в обычные дни.

 

            Детям с заниженной самооценкой свойственно стремление избегать неудач, поэтому они малоинициативные, выбирают заведомо простые задачи. Неуспех в деятельности чаще всего приводит к отказу от неё. Такие дети, как правило, имеют низкий социальный статус в группе сверстников. Эмоциональная поддержка, похвала могут частично снять неуверенность в себе и тревожность. Порицание усугубляет состояние ребенка, он становиться пассивным, перестает понимать, что от него требуют. Такого ребенка не следует торопить с ответом, надо дать ему возможность собраться с мыслями.

 

Сложность образовательных программ.

 

Для лучшего запоминания нового материала можно познакомить детей с основными характеристиками памяти, а также приемами организации материала и техниками запоминания.

 

Необходимо объяснить детям, что память – это процесс запоминания, сохранения и последующее воспроизведения информации.

 

Существуют определенные приемы работы с запоминаемым материалом,  такие как: группировка, план, выделение опорных пунктов, классификация, структурирование и т.д.

 

Фактор соревновательности.

 

            Наличие фактора соревновательности в целом при правильной организации положительно влияет на эффективности образовательного процесса, но есть категория детей, которые особенно болезненно воспринимают такую форму работы, это дети с повышенным уровнем тревожности.

 

Тревожность – свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу  в специфический социальных ситуациях

 

Рекомендации:

 

         Поручение, которое дается ребенку, должно соответствовать его возможностям. Предлагая выполнить слишком сложные, непосильные занятия, вы заранее обрекаете ребенка на неуспех, а, следовательно, на снижение самооценки, на неудовлетворенность собой.

 

         Повышать самооценку тревожного ребенка, для чего любая деятельность, предлагаемая ребенку, должна предваряться словами, выражающими уверенность в успехе.

 

         Недопустимо сравнивать ребенка с кем-либо, особенно если это сравнение не в его пользу. Сравнение должно быть только с собственными успехами и неудачами ребенка: «Посмотри, сегодня ты меньше постарался, поэтому у тебя получилось хуже, чем в прошлый раз. Но я думаю, завтра ты сможешь сделать лучше».

 

         Оптимистические прогнозы «на завтра» не дают ребенку повода считать себя безнадежным. Такие прогнозы способствуют повышению уверенности в себе.

 

         Предлагая ребенку задание, необходимо подробно выстраивать пути его выполнения, составить план: что мы делаем сейчас, что потом.

 

         Необходимо давать таким детям жестко регламентированные поручения. Это поможет детям преодолеть неуверенность в себе и страх принятия самостоятельных решений.

 

         Предоставлять возможность творчества. Но ребенок должен при этом знать, что взрослые рядом и всегда придут на помощь.

 

         Детей следует учить находить выходы из создавшихся ситуаций.

 

 

Задержка психического развития

 

Для успешного обучения детей с особыми образовательными потребностями в нашей стране с относительно недавнего времени реализуется система интегрированного и индивидуального обучения. Дети с задержкой психического развития являются одной из самых прогностически благоприятных групп детей с проблемами в развитии, которые могут быть интегрированы в массовое ОУ. Поэтому учителю важно знать психофизиологические особенности данной категории детей.

 

Ребенок с ЗПР должен быть включен в общий образовательный поток со специальным психолого-медико-педагогическим сопровождением, если этого не происходит, такую интеграцию можно квалифицировать как «вынужденную» (или стихийную) интеграцию, которая вряд ли будет иметь положительный результат. Именно знание учителем психофизиологических особенностей интегрированных к нему в класс детей, а также обеспечение комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения интегрированного ребенка является залогом успеха данного процесса.

 

Давление коллектива

 

      Статус ребенка в классном коллективе зависит во многом от позиции учителя. Чтобы повысить статус ребенка в классе, а следовательно и мотивацию учения, учителю необходимо – поощрять успехи, пусть даже и незначительные, а ошибки и неудачи лучше обсуждать наедине. При этом преобладание негативных эмоций (отрицательные отметки) не служит формированию интереса к учению, а наоборот, блокирует его. Критиковать ребенка следует на фоне общей психологической поддержки.

 

Для развития чувства компетентности, учитель должен как можно чаще подчеркивать все, чему ребенок уже научился, и чему еще может научиться.

 

А если ребенок в чем-то неуспешен, задача учителя, внушить ему, что успех обязательно придет.

 

 

Негативное отношения учителя.

 

 

            У каждого учителя свой стиль общения с учащимися. Одни преподаватели склонны к сдержанности, другие - к несдержанности. Было замечено, что для одних преподавателей характерна общая тенденция оценивать своих учеников преимущественно позитивно, другие подходят со "строгим метром". Таким образом, ни та, ни другая оценка по отношению к ребенку не будет точной.

 

            Характерная черта любого зрелого человека состоит в определенной его консервативности, в том числе стабильности образов тех, с кем он общается. Однажды сложившийся, образ ребенка может сохраняться почти неизменным очень долго. Например, мы характеризуем ребенка как "способный, но ленивый", "прилежная девочка" и т.д., Стабильность и узость представлений учителей об учениках создают сдержанную и часто напряженную эмоциональную атмосферу. Ученик оказывается накрытым ей как бы сетью, система ожиданий учителя и одноклассников в значительной степени предопределяет его поведение и поступки. Учителя, ставящие ученику плохую отметку, подкрепляют отрицательные ожидания ученика, которые в свою очередь порождают плохую отметку: так возникает порочный круг неуспеха. Ученик, получивший подряд несколько не удовлетворяющих его оценок, очень скоро может прийти к выводу, что он не способен усвоить данный предмет. Школьника, охватывает чувство, что он становится в классе отстающим. Он впадает в панику, но старается скрыть ее дома и в школе. Затем ученик теряет веру в себя, начинает негативно относиться к учебе, и учителю испытывает страх перед занятиями. Но такое состояние не бывает слишком длительным, так как в личности ученика начинается компенсирующий процесс. Иногда компенсация созидает позитивные качества ученика, происходят заметные достижения в какой-либо другой сфере активности, иногда она выражается в том, что ученик отмалчивается, демонстрирует неприязненные отношения к учителю, безразличие к его оценке. Следует помнить, что больше всего подвержен влиянию учителя тот школьник, для которого низкая оценка его способностей является подтверждением его собственных представлений о себе.

 

            Заметим, что уважение учителя к ученику не исключает требовательности к нему. Отделяйте человека от поступков. При этом следует помнить, что развитие ребенка происходит неравномерно и скачкообразно, часто конфликтно. Тем не менее, отдаленный результат всегда может быть успешным.

 

Смена коллектива.

 

Смена коллектива вызывает у многих школьников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а зачастую и появление страхов. Например, появляется страх не соответствовать ожиданиям окружающих. Для ребенка чрезвычайно важно мнение других людей о нем и о его поступках, особенно мнение одноклассников и учителей. Постоянный страх не соответствовать ожиданиям окружающих приводит к тому, что и способный ребенок не проявляет в должной мере свои возможности. В свою очередь, родители, принуждая детей работать на «оценку», все больше провоцируют школьные страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания. Принятие классных и школьных социальных и этических норм, формирование умения соблюдать их происходит у детей с помощью классного руководителя, поэтому его смена провоцирует появление у некоторых детей сложностей в организации школьной жизни, нередко ребята просто недостаточно информированы: не знают требований учителей, не очень хорошо ориентируются в здании школы. В этом случае для них также очень важна поддержка классного руководителя. Компетентность классного руководителя в вопросах жизнедеятельности класса, его эмоциональное отношение к учащимся, к своим обязанностям, умение налаживать контакт и общаться с детьми — одно из главных условий благополучия детей.

 

Особенности семьи

 

            Здоровый ребёнок – результат совместного воспитания семьи и школы, поэтому нам необходимо говорить о единонаправленнный труд специалистов разного профиля системы образования и родителей согласно избранной стратегии работы с ребёнком. При этом очень важно, чтобы работа осуществлялась своевременно и скоординировано.