Эти загадочные малыши

Автор: Спиридонова С. вкл. .

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

ЭТИ ЗАГАДОЧНЫЕ МАЛЫШИ,
или психологические особенности
дошкольного возраста

В вашей семье появился малыш. Сколько радости и забот принес он с собой! Or вас и только от вас теперь зависит, каким он будет. Любовь и терпение помогут справиться с любыми трудностями, ведь никто лучше вас не знает и не понимает вашего ребенка. И все же порой складываются ситуации, которые ставят в тупик даже опытных родителей и воспитателей. В таких случаях принято обращаться за помощью к детскому психологу, который даст разъяснение по интересующему вас вопросу, подскажет, как лучше поступить в той или иной ситуации. Но для многих, особенно жителей удаленных от райцентра сел и деревень, специалисты не всегда доступны. Кроме того, обращение к нему требует времени, порой немалого. Часто барьером бывает отсутствие денег на билет до райцентра и обратно.

Вот и решили специалисты районного центра психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам прибегнуть к помощи районной газеты, открыть на ее страницах свою постоянную рубрику. Назвали ее так: "Психологи - детям, психологи - о детях". Это будет вашим "домашним психологом". Сегодня выходит первая страничка, и мы надеемся, что ее с интересом прочитают и молодые родители, и бабушки, и дедушки. Они лишний раз убедятся в правильности своего подхода, а иногда и вовремя исправят ошибку.

Задача нашей новой рубрики не столько в том, чтобы навязать читателям наше мнение, чтобы вы нашли не только ответы на интересующие вас вопросы, а задумались и внимательно присмотрелись к своему ребенку, не считая себя правым во всех случаях.

Прочитайте заинтересовавшие разделы, и мы уверены, это поможет лучше понять столь близкое и дорогое вам существо, испытать радость общения с ним, почувствовать удовольствие от сопричастности к процессу развития ребенка.

Начать мы хотим с материалов, касающихся, проблем дошкольного возраста, когда психика ребенка еще достаточно податлива. С одной стороны, это гарантирует высокую действенность применения того или иного воспитательного приема. С другой - является причиной ранимости детской души, ее подверженность любому, в том числе и негативному влиянию.

- Почему первый ребенок становится маленьким тираном?

- Почему надо уважать интересы малыша?

- Как реагировать на проявление агрессии у маленьких детей?

- Как организовать общение ребенка с бывшим супругом?

- Как помочь ребенку совладать с потерей близкого?

- Почему дети лгут?

- Как развивать талант детей?

На эти и многие другие вопросы мы постараемся ответить читателям, осветить другие проблемные ситуации.

Развитие человека идет непрерывно .всю его жизнь с самого его рождения. При этом развитие есть закономерная цепь изменений, которые затрагивают строение организма и его работу, поведение человека, его взаимодействие с другими, динамику функциональных и эмоциональных состояний, способы познания себя и окружающего мира. И, конечно же, оно у всех протекает по-своему. Но в развитии различных людей есть черты сходства, порождаемые различными причинами. Одной из них является возраст. Именно он и определяет стадию развития человека.

Возраст от 2,5-3 лет до 6-7 лет принято называть дошкольным. Темп физического развития ребенка несколько замедляется. Внешний облик дошкольников довольно специфичен. Все они милы и трепетны, кожица нежна на ощупь, волоски мягкие.

Самостоятельность и независимость их проявляется во многом и прежде всего в играх и творчестве. Осталось позади то время, когда взрослые учили ребенка играть - показывали, что можно делать с мячиком, куклой, машинкой, конструктором. Теперь дети сами выбирают не только вид игры, но и включают в них взрослых на определенных условиях. Из их уст часто можно услышать такие выражения: "Ну приходите же ко мне в магазин покупать, у меня уже все давно готово!" Это они определяют роль и место своих партнеров или требуют от них четкого выполнения своих предписаний: "Ах, хитренький папочка, кидай не в верх, а мне!" А бывают случаи, когда они просто тяготятся присутствием взрослых, родителей.

Самостоятельность дошкольников выражается и в том, что дети уже имеют свое мнение, которое проявляется неподчинением, капризами или требовательностью, привлекая внимание к собственной персоне. Ребенок уже не позволяет обращаться с собой как с вещью.

Все это является свидетельством активного становления его личности. И относиться к этому нужно не просто с пониманием, но и с радостью. Согласитесь, что дав жизнь ребенку, нужно признать за ним право прожить эту жизнь. А значит, удовлетворение можно получить от сопричастности к ней; а не только от управления ею.

Дошкольное детство является временем активного формирования черт характера и других отличительных особенностей поведения и личности. Однако процессы развития эмоционально-волевой сферы в этот период имеют черты сходства у большинства детей, которые можно обозначить как послушание и детская непосредственность. Поведением дошкольников довольно легко управлять. Но столь же типичным для этого возраста является появление упрямства как наиболее примитивной формы волевой саморегуляции. Дети учатся преодолевать наиболее легкие препятствия и добиваются своего средствами манипулирования - ласками, улыбками, просьбами, лестью, капризами и т.д. Развивается и произвольность их поведения: детское "хочу" и "не хочу" хорошо известны всем родителям.

Однако ребенок еще не умеет преодолевать внутренние препятствия и действовать в случаях недостаточной мотивации. Бесполезно призывать дошкольника заняться чем-нибудь, если у него пропал интерес. Бессмысленно требовать сделать что-либо, если ребенок устал, он просто свернется калачиком и уснет в самом неподходящем месте - в гостях, транспорте и т.д. С трудом даётся ему и освоение действий и операций, которые не получались-с первого раза хорошо. Вряд ли пятилетний малыш будет стирать резинкой и перерисовывать картинку. Скорее всего, он просто зачеркнет ее или вообще прекратит рисовать на сегодня.

В развитии эмоций также наблюдается значительный прогресс. Прежде всего от криков и плача как единственной формы выражения своих отрицательных эмоций малыш переходит к более широким и разнообразным: гневу, испугу, настороженности, агрессии, замкнутости и т.д. Ребенок-дошкольник освоил социально-приемлемые формы их выражения - в состоянии обиды он уже не будет кусаться, а обзовет своего обидчика, пойдет пожалуется, твердо зная, что тем самым избежит наказания.

Эмоции и эмоциональные состояния имеют в это время яркое внешнее выражение. От удивления ребенок открывает рот, в гневе сжимает кулачки и топает ногами, от страха дрожит и прячется. По этим признакам состояние ребенка легко распознать и правильно прореагировать, прийти ему на помощь или вовремя пресечь ненужные действия. Ребенок еще не научился кривить душой, притворяться, изображать то, что не чувствует в данный момент.

Существует мнение, что детские слезы легко осушить. Действительно, продолжительность эмоциональных состояний в этом возрасте относительно невелика. Но сила эмоций не уступает, а порой и превосходит силу аналогичных эмоций у взрослых. Горе ребенка по поводу пропажи котенка не менее велико, чем горе взрослого, потерявшего близкое и дорогое существо. И отмахнуться от него нельзя, даже если малыш забудет о нем через две недели. Страх быть брошенным заставляет малыша безутешно рыдать в раздевалке детского садика, расставаясь со своей мамой. А взрослым кажется, что 15 минут слез - это не беда.

Переживание и выражение эмоций требуют много сил. Поэтому нежелательно перенасыщать день ребенка-дошкольника событиями, пусть даже приятными. Не будем забывать, что длительная дневная прогулка, посещение с мамой магазинов, встреча со знакомыми иногда вызывают переутомление, которое может повлечь неожиданную рвоту, капризы, расстройство сна.

Общаясь со взрослыми и сверстниками, играя, наблюдая жизнь во всех ее проявлениях, ребенок активно познает окружающий мир. Это возможно за счет наличия у него познавательных способностей (внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия, речи) и ведет к их дальнейшему развитию. Мощнейшим стимулятором их прогресса являются игры. В них ребенок вынужден удерживать в памяти цели, последовательность действий, правила, сюжет, внимательно следить за ходом событий, активно общаться с партнерами. Поэтому, если ребенок умеет и любит играть, это является гарантией полноценности его психического развития.

Однако не следует забывать, что дошкольники еще не научились управлять ходом своего познания и развития. Здесь им нужна помощь взрослых, их умное руководство и организация. Необходимо только помнить один основной принцип - психика ребенка пластична, развивать ее можно различными средствами. Задача нас, взрослых, состоит в том, чтобы подмечать, умело использовать психологические особенности детей и не навязывать им средства и приемы, которыми владеет он сам.

Мы перечислили лишь некоторые наиболее общие и типичные особенности психического развития дошкольников. Но иногда отдельные стороны их поведения, черты их личности вызывают тревогу взрослых, становятся предметом специальных забот и воспитательных усилий. Об этом поговорим дальше.

С.СПИРИДОНОВА.
Сотрудник Красноярского
психолого-педагогического центра.